МУЗЕЙ В ХОТЫЛЁВО


Прядение и ткачество

Усадьба Предметы быта Древнейшие находки Одежда и обувь
Испокон веков различные ремёсла в народе считались священными. Так, прядильщица или ткачиха, создавая форму (нить) из бесформенного волокна, определённым образом организовывала пространство, заполняла пустое место тканью, а значит участвовала в длящемся "сотворении мира". В языческие времена покровительницей прядильщиц была Макошь. На верхнем фото показан рушник 18 века, который является экспонатом музея. Русские мастерицы любили украшать себя и свою одежду и делали это весьма исскусно. Преобладали в вышивке красные цвета. В музее представлены льняные и шерстяные образцаы прядения и ткачества, но были ткани и из других волокнисттых растений (крапивы, рогоза - ткань сделанная из волокон этого растения - рогожа, считалась крайне непрестижной у славян: "В рогожу одеться - от людей отречься"), липового лыка.
Огромное разнообразие цветов тканей и нитей существоавло у наших предков. Например, такие названия как "бель", "багрец", "зелень" мы и сейчас можем распознать и без словарей. А что скажете о "смаге" (жар, пламя), "зекром" (бирюзовый) или "плавом" (желтоватом)?
А этот рушник вышивали в 1945 году... Полотно предположительно начала 20 века. Сколь искуссна была вышивка, столь и замысловато русское кружево
Шерстяные ткани появились гораздо раньше льняных и посконных (из конопли). Овец стригли, либо вычёсывали при помощи специальных гребней. Прялка предназначалась для превращения сырья (кудели) в прочно скрученную нить. Вначале наши предки свивали нити ... покатав комок шерсти между ладонями, но это уж очень глубокая древность. На фото представлена самопрялка (попала в Россию из Европы не позже 17 века). Приводимое во вращение колесо, скручивало нить из кудели и наматывало её на веретено. Однако, сохранились сведения, что славяне в большинстве своём пряли на веретене (нижнее фото слева). Причём, доходило до того, что пряли прямо на ходу, во время каких либо длительных переходов.
А это льняной образец узорного тканья (двухстороннее), 18 век. Тонкие белые льняные холсты носили на Руси название "бель", "тончица", полотно (кстати, изначально название это обозначало только льняную ткань с переплетением через каждую нитку)
Рушник 18 века, с надписью "Каво люблю, таму дарю" вышивкой. Рушник - это полотенце, для украшения стен избы по праздникам и во время совершения обрядов. Изготавливался из тонкого домашнего холста, по краям украшался вышивкой, кружевами, блёстками.
В музее представлен остов и отдельные фрагменты горизонтального ткацкого стана 18 века, принадлежавшего когда-то жителям Хотылёво. Техник ткачества на Руси было не мало: например узорное тканьё, закладная (гобеленная), браньё: ткались узорные полосы того же цвета, что и основное полотно, либо другого.
Плотные ткани назывались "толситина", также на Руси в ходу были конопляные ткани ("посконные"), шерстяные ткани носили название ("сукно", "сермяга"); шелка и хлопок были привозными и позволить носить одежду из этих тканей могли люди состоятельные.
Сайт создан в системе uCoz